Пять причин «слить» Донбасс1 min read
Пока украинцы ожидают нового витка эскалации конфликта на Донбассе в нарушение Минских соглашений, который пророчат отечественные и зарубежные политики и эксперты, пока военные проводят очередные ротации и маневры, а к линии фронта подвозят новые снаряды, многие люди в Киеве и других регионах Украины снова в который раз задаются вопросом: нужно ли класть жизни лучших сыновей Украины за территорию и людей, которые себя ментально не ощущают украинцами и выдвигают требования, выходящие за рамки предоставления этим территориям автономного статуса? Возможно, если Донецк и Луганск такие особенные, пусть они сами решают с кем им быть? Почему центральной киевской власти выгодно «слить» Донбасс? И почему он, в результате, оказался так и не нужен России?
Причина 1. Люди. Не секрет, что край населяют преимущественно русскоязычные украинцы или этнические русские. Это тот самый наиболее активный электорат, поддерживавший Виктора Януковича и Партию регионов – очень многочисленный (5 млн. избирателей на две области при общем населеннии в 7 млн. до начала боевых действий), но и достаточно бедный. Эти люди заняты в некогда гордых и престижных рабочих профессиях — шахтеров, металлургов, химиков, при этом зарабатывают копейки. Весомая часть из них — советские адепты, которые зачастую мыслят стереотипами и верят пропаганде, именно они радостно восприняли появление новых республик и перспективу вхождения в Россию, рассматривая этот процесс как реинкарнацию СССР. После начала боевых действий регион покинула наиболее трудоспособная часть населения, которая нашла себя в других регионах Украины, либо же переехала работать в Российскую Федерацию. В результате, состоянием на май 2015 г. общее количество поставленных на учет пенсионеров «ДНР» и «ЛНР» составляло, соответственно, 517 тыс. и 463 тыс. человек. Исходя из общего количества населения, живущего сегодня в двух «республиках», в 3 млн. человек — каждый третий их житель является пенсионером. Наполнение пенсионного фонда при солидарной пенсионной системе в условиях, когда на двух работающих приходится один пенсионер, является сложным даже в условиях стабильного экономического роста. Учитывая количество безработных на этих территориях, можно предположить, что существующая пропорция находится на уровне 1:1. Экономическая катастрофа, которая произошла на территориях подконтрольных «ДНР» и «ЛНР» в 2014-2015 гг. делает невозможным получение достаточного количества отчислений от работающего населения для выплат пенсионерам. Отсутствие работы означает, что и дальше будет наблюдаться отток трудоспособного населения из этих территорий, а доля пенсионеров в общем количестве населения будет продолжать только расти.
Причина 2. Шахты. В последние два года мы наблюдаем двух-трехкратное снижение мировых цен на уголь. Так, в 2011 тонна коксующего угля стоила около 300$, в 2015 г. ее стоимость снизилась до 110$. Долгосрочные экономические и технологические тенденции указывают, что и в будущем роль угля в мировой экономике будет неуклонно снижаться. Добывать уголь в Донбассе можно еще десятилетиями, но технологический процесс с каждым годом становится все более сложным, в то время как сам добываемый ресурс на мировых рынках становится все более дешевым. Большинство шахт Донбасса уже исчерпали свои запасы, добывать уголь для ТЭС (антрацит) или для металлургической отрасли (коксующийся) становится все дороже, поскольку угольные пласты находятся все глубже. Так уголь на достаточно современной шахте им. Засядько, что находится в Киевском районе Донецка (на территории контролируемой «ДНР», недалеко от аэропорта) и постоянно находится под обстрелами, добывается из глубины более 1 км. Шахты российского Донбасса (Ростовская область) были закрыты еще в конце 1990-х. — начале 2000-х гг. как нерентабельные. Наверное, подобный сценарий ожидал бы и шахты Донбасса в следующие 10 лет. Это спровоцировало бы социальные волнения (как в 1980-х гг. в тэтчеровской Великобритании), когда 500 000 шахтеров и членов их семей могли остаться без работы, и остро существовала бы проблема заброшенных шахтерских поселений и невозможностью перепрофилировать шахтеров на другие профессии. Также возникла бы угроза техногенных катастроф (из-за подтопления закрытых шахт) и т.д. Решение проблемы трудоустройства шахтеров Донецкой и Луганской области стало бы тяжелой ношей для экономики Украины, и потребовало бы значительных финансовых ресурсов для развития региона, которые сейчас просто-напросто отсутствуют.
Причина 3. Заводы. То же касается и промышленных гигантов, таких как металлургические комбинаты, коксохимические заводы, машиностроительные или химические производства. Общая проблема этих заводов — устаревшее оборудование и интенсивная эксплуатация в течение последних лет (фактически на износ и без всякой перспективы модернизации). Со снижением темпов роста китайской экономики, наблюдается тенденция удешевления на мировых рынках продукции металлургического цикла. Поскольку основные предприятия региона были приватизированы, бизнес на Донбассе приносил сверхприбыли олигархам; что-то, в виде налогов, доставалось и местным бюджетам, и государственной казне. Однако, в условиях снижения цен на продукцию, даже сверхдешевому украинскому металлу трудно конкурировать на мировых рынках. В результате боевых действий большинство производств были остановлены, полноценное восстановление отдельных отраслей (металлургия) почти невозможно. Аварийные заводы простаивают, рабочие остаются без работы. Металлургические заводы являются градообразующими предприятиями таких крупных городов как Мариуполь, Алчевск и Енакиево. Сокращение рабочих мест на этих предприятиях неминуемо приведет к социальной катастрофе и проблеме, схожей с необходимостью трудоустройства шахтеров с нерентабельных шахт. В то же время, очевидно, улучшилось экологическое состояние региона, в частности, что касается атмосферных выбросов.
Причина 4. Бюджет. Несмотря на форму собственности, социальные проблемы населения всегда ложились, в первую очередь, на центральный бюджет. В прошлом дотации и субсидии из государственного бюджета шахтам и производствам перетекали через коррупционные схемы в карманы опальных олигархов режима Януковича. Сейчас Киев не платит ни копейки дотаций, тогда как продолжает закупать сырье (в частности уголь) в «ДНР»/«ЛНР» по низким дотационным ценам (для этого придуманы отдельные схемы с вывозом сырья в Россию и последующим реэкспортом). Также без зарплат и пенсий остаются миллионы граждан Украины, оставшихся на оккупированных территориях. Официально зарегистрированных вынужденных переселенцев (в том числе пенсионеров) насчитывается всего 1,2 млн. человек, и те не получают месяцами заработанных денег от государства. Таким образом, около 3 млн. человек (учитывая современные границы «республик») остаются без средств к существованию, и тем самым «подталкиваются» к сотрудничеству (если еще кто-то им не занимался) с пророссийскими сепаратистами. Зато последние не очень церемонятся с людьми, предлагая им только ситуативные разовые подачки в 1000-2000 грн. в виде материальной помощи (вместо зарплаты), а также их рабочими местами — они уже сейчас закрывают шахты (предпочитая незаконные «копанки»), вывозят высокотехнологичное оборудование с заводов, а остальное сдают в лом. Безработица и социальный коллапс населения — это отныне проблема новых «республик», а не Украины.
Причина 5. Политика. Во многом феноменальный успех президента Порошенко на выборах 2014 (победа в один тур) был обусловлен тем, что не голосовал Донбасс и Крым. С потерей Донбасса остальная Украина превращается в более консолидированную нацию, избавляясь от пророссийского региона с протестным электоратом. Без территорий под контролем сепаратистов украинское общество уже не выглядит таким глубоко поляризованным по вопросу членства Украины в НАТО. Без Донбасса и Крыма, имея наглядное подтверждение явной военной агрессии со стороны восточного соседа, Украина без проблем проведет успешный референдум на вступление в НАТО, ЕС или даже присоединение к Великобритании, при необходимости. Украина без Донбасса имеет лишь один безальтернативный европейский путь развития, и ради этого украинцы готовы перетерпеть и значительное повышение коммунальных тарифов, и, кажется, даже дефолт.
Так что, без Донбасса Украине будет лучше? Возможно так и выглядит на первый взгляд, но стоит отметить, что «сливая» Донбасс Украина «сливает» сотни тысяч своих граждан, тех самых адекватных и порядочных, как некоторые говорят «сознательных», которые всегда поддерживали Украину и считали ее своей «Родиной», даже несмотря на то, что они родились и жили всю свою жизнь среди инертного пророссийского большинства. Донбасс — это ментально родственная земля, земля, которая заряжает патриотизмом и характером. Те, кто уехал — не найдут лучшей судьбы, чем они имели дома, те кто остался — обречены на малопродуктивную борьбу и уничтожение, или на забвение и молчание. Нужно понять, что предавать своих граждан и метр за метром отдавать свою землю можно будет вплоть до Киева и дальше. Свои пять причин всегда найдутся для обоснования поражения. Однако государственная независимость — это не бизнес, ее невозможно измерить в денежном эквиваленте или категорией политической выгоды. Потеря Донбасса, по аналогии с «тактикой салями» времен «холодной войны» станет первым шагом к потере государственности, после которого вся страна может превратиться в «разрезанную» на части.
Валерий Кравченко, Андрей Каракуц – Центр международной безопасности