Перспективы Донбасса после саммита «Восточного партнерства»: проект «Новороссия» закрыт?1 min read

Предпоследняя неделя мая для украинцев ознаменовалась неоднозначными событиями, связанными как с событиями на Донбассе, так и с внешнеполитическими перспективами страны. В начале недели резко изменилась тональность заявлений России и российских СМИ в отношении Украины, что увенчалось заявлением министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о П. Порошенко о том, что «он президент, его надо поддерживать». Позже уже почти забытый спикер «парламента Новороссии» Олег Царев сделал заявление о закрытии проекта «Новороссия» из-за нехватки средств. Подобные заявления привели в состояние эйфории часть украинского общества. Некоторые даже заявили, что существованию «ДНР» и «ЛНР», без внешней поддержки России (вынужденной к такому шагу прогнозируемой финансовой рецессией в результате санкций), остались считанные недели, поскольку последняя решила «слить» Донбасс. Украинские блогеры друг перед другом начали публиковать эпические статьи о судьбе жителей Донбасса, предавших Украину, и которых самих предала Россия, и таким образом они оказались в одиночестве среди руин, фактически у «разбитого корыта». Поэтому Украине остается строить успешную модель управления, создавать собственное «экономическое чудо» и ждать пока Донбасс приползет на коленях назад в Украину. Однако, исходя из ряда факторов, согласиться с такими утверждениями сложно.

Во-первых, отвели ли сепаратисты тяжелое вооружение от линии разграничения? Или прекратили обстрелы? Вовсе нет, ситуация на фронте с каждым часом только ухудшается, за неделю погибло более десятка украинских солдат только по официальным данным Штаба АТО. По Мариупольскому, Донецкому, Артемовскому, Бахмутскому и Луганскому направлениям круглосуточно и перманентно происходят боевые столкновения (причем плотность обстрелов только увеличивается). Каждая провокация сепаратистов угрожает масштабной эскалацией конфликта, в частности, когда обстрелы ведутся по мирным объектам и инфраструктуре региона (например, Авдеевскому коксохимическому комбинату, который принадлежит «Метинвесту» Рината Ахметова). После Дебальцево, с февраля 2015, пророссийские сепаратисты планомерно готовились к наступлению. Что может помешать их планам? Неужели Минские договоренности?

Во-вторых, уменьшилось ли количество российских военных на Донбассе? Только в середине мая 2015 г. были взяты в плены российские военные разведчики, разоблачена сеть диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) под координацией ГРУ МО РФ, что имело большой резонанс в Украине и в странах западного мира. По утверждению Президента Украины, в украинском плену находится около 80 военных, принадлежащих регулярным вооруженным силам России. Российские военные активно действуют на Донбассе, передовые части и подкрепления россиян расположены вдоль всей границы с Украиной.

В-третьих, на этой неделе россияне снова акцентировали внимание на возможности размещения на территории оккупированного Крыма наступательных составляющих своего ядерного потенциала. Это вызвало даже полемику по поводу возможности размещения в Украине элементов американской системы ПРО, правда немного преждевременную, опровергнутую как украинской стороной, так и американцами. Однако россияне используют эту «утку» (которую они возможно сами придумали) для оправдания необходимости «атомизации» крымского полуострова. К этому вопросу приковано особое внимание НАТО, поскольку подобный шаг угрожает всему южному флангу Альянса в Европе.

Итак, если учесть указанные факты, «разрядкой» здесь и не пахнет. К концу недели российские СМИ вернулись к обличительной риторике относительно действий украинских военных в зоне АТО. Так для чего требовалось капитулянтство в духе «все пропало» в начале недели? Конечно, оно было направлено, прежде всего, на внешних реципиентов. Украинцы должны были поверить, что они выигрывают войну, и пойти на уступки сепаратистам в послевоенном урегулировании (в частности, согласиться на требования изменений Конституции, очерченные террористами). Европейцы должны были поверить, что россияне безусловно выполняют «Минск-2», занимают нейтральную позицию, или даже способствуют Украине преодолеть ее внутренние проблемы, и попутно создать условия для снятия западных санкций. И конечно, все это происходило на фоне Рижского саммита ЕС по вопросам «Восточного партнерства».

Результаты саммита для Украины скорее негативные, чем наоборот. Достаточно ожидаемо Украина не получила безвизовый режим, туманными остаются и перспективы членства. ЕС не готов экономически принять новых членов, особенно во времена геополитического противостояния за сферы влияния, что только набирает обороты в Европе. Государства «Восточного партнерства» относятся к региону с повышенными рисками стабильности. И Грузия, и Молдова, и Украина — наиболее успешные в вопросе евроинтеграции страны, имеют замороженные или активные конфликты на своей территории, систему страхования и противовеса, намеренно созданную Россией, чтобы удержать регион под своим влиянием. Беларусь и Армения находятся полностью в фарватере внешней политики Кремля, что подтверждает нежелание подписать итоговую декларацию саммита, в которой осуждается аннексия Крыма (при нормальных условиях, по субъективному мнению автора, подобный жест заслуживал бы, по меньшей мере, ноты протеста, если не разрыва дипломатических отношений — все остальное неуместные проявления слабости). Азербайджан балансирует между сторонами благодаря своей нефти, однако Россия может оказывать давление на эту страну через Нагорно-Карабахский конфликт.

Очевидно, что Москва не отказалась от собственных амбиций в Украине и Европе. Хоть в данный момент мы можем наблюдать некоторое послабление в риторике по этому вопросу со стороны ключевых российских государственных деятелей, однако ситуация на Донбассе продолжает оставаться напряженной. В ситуации, когда сепаратисты при помощи РФ накапливают возможности для наступления, очень трудно поверить в их мирные намерения.

Валерий Кравченко, Центр международной безопасности

2 thoughts on “Перспективы Донбасса после саммита «Восточного партнерства»: проект «Новороссия» закрыт?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.