Правовое минное поле: нотариусы на Донбассе станут «сапёрами»1 min read
Пока закон о нотариате «ДНР» находится в разработке, профессиональные юристы Донецка задумываются о том, чтобы поменять профессию.
За время конфликта на юго-востоке Украины жителям Донецка пришлось столкнуться со многими изменениями, как в повседневной жизни, так и в правовой сфере. Не стала исключением и возможность полноценного нотариального обслуживания. Из почти трех сотен контор, зарегистрированных в Донецком нотариальном округе, на данный момент функционируют лишь около пятидесяти (остальные закрыты или временно приостановили работу) и спектр предоставляемых ими услуг существенно сокращен.
Закон о нотариате в самопровозглашенной «ДНР» находится в стадии разработки и, скорей всего, будет адаптирован под законодательство Российской Федерации. Пока же все действующие в Донецке нотариусы по-прежнему являются субъектами правового поля Украины, работают с украинскими печатями и ведут свое делопроизводство исключительно на украинском языке. Они скептически воспринимают перспективу своей профессиональной деятельности в качестве нотариусов «ДНР» — слишком много противоречий и противодействий между киевскими и донецкими властями. К тому же, при возникновении спорной ситуации, нотариус, получивший лицензию в Украине, не сможет легитимно сотрудничать с судебной системой «ДНР» в условиях, когда не приняты соответствующие законы.
Перечень предоставляемых в Донецке нотариальных услуг довольно узок. В первую очередь из-за отсутствия допуска к реестрам движимого и недвижимого имущества и единому наследственному реестру Украины. Для внесения в них изменений необходимо выезжать к коллегам вне «зоны АТО». На месте же основная работа состоит в выдаче доверенностей (в том числе, генеральных на автотранспорт), оформлении официальных заявлений, заверении копий документов и консультациях населения. Прейскурант работающих в Донецке контор практически не изменился за последние полтора года. Так, единственный способ переоформления автомобиля – выдача генеральной доверенности – оценивается в 250-700 гривен, в зависимости от срока ее действия. С этим видом услуг нотариусы работают с большой опаской, ведь проверить авто на угон (по базам МРЭО) или арест не предоставляется на месте возможным и, как следствие, присутствие владельца авто лично, с паспортом и кодом ИНН, является ключевым аспектом подтверждения легитимности данной операции.
Очевидны сложности и в нотариальном сопровождении дел о наследовании,– участники подобных споров могут быть из разных частей Украины, и даже не иметь возможности проезда на не контролируемые Киевом территории Донбасса из-за коррумпированности и непредсказуемости лиц, ответственных за пропускной режим. Понятны опасения донецких нотариусов о форсировании принятия Закона о нотариате «ДНР» без предварительного согласования его взаимодействия как с украинским, так и с российским нотариатами. Например, заявление о вывозе ребенка могут принять только конторы Украины и России – ведь у нотариуса «ДНР» на это просто не будет прав.
Остается надеяться на холодный разум руководства «ДНР» в сфере законотворчества, ведь только политики, а не политиканы и «горячие головы» от власти смогут облегчить реализацию права своих граждан на достойное правовое обслуживание. Пока же действующие нотариусы Донецка вынуждены пессимистично оценивать свое профессиональное будущее, уже более года сталкиваясь с явным снижением числа обращений и соответствующим падением доходности своей деятельности. Не исключено, что в ближайшее время им придется переквалифицироваться в снайперов, минёров или сапёров – эти профессии наиболее востребованны на Донбассе сейчас.
Игорь Мезенцев, Донецк
One thought on “Правовое минное поле: нотариусы на Донбассе станут «сапёрами»”