Кремлевский «Комитет спасения Украины» как проект новой «Новороссии»1 min read

3 августа 2015 г. в конференц-зале гостиницы «Украина» в Москве состоялась презентация политического проекта «Комитет спасения Украины» (КСУ). Главными действующими лицами проекта так называемого «правительства Украины в изгнании», стали хорошо известные и даже одиозные экс-регионалы — Николай Азаров, бывший премьер-министр Украины (2010-2014 гг.), позиционируемый как лидер движения КСУ, Владимир Олейник – автор диктаторских законов 16 января (ограничивший права и свободы украинцев), в качестве кандидата в президенты Украины, и Игорь Марков, исходя из последних событий, вероятно, в качестве идеолога и «жертвенного козла».

«Комитет спасения Украины» хоть и использует цвета украинского флага (что нетипично для проектов Кремля), тем не менее, является абсолютно антиукраинским по своей сути. Проект может стать инструментом российской политики, своеобразной альтернативой проекту «Новороссия», который показательно «похоронили» российские средства массовой информации еще весной 2015 г. Впрочем, не исключено, что КСУ не заменит «Новороссию» (один из лидеров «ДНР» Пургин уже заявил, что не будет сотрудничать с комитетом), а является своеобразным страховым вариантом, будет существовать параллельно.

История постсоветского пространства знает примеры правительств самопровозглашенных республик в изгнании. Например, в некоторых европейских государствах до 2009 года существовали консульства Ичкерии (а, возможно, существуют и по сей день), долгие годы работало «правительство Абхазии в изгнании». Однако они не имели явного влияния на внутреннюю политику этих территорий. О популярности или легитимности подобных структур нечего и говорить.

Реанимация бывших регионалов, бежавших из Украины от «политических преследований», предназначена оппозиционному электорату Востока и Юга Украины, который не имеет никакого доверия к нынешней власти, и порой ностальгирует по временам Януковича, когда зарплаты были те же, что и сейчас, а доллар был по 8 гривен. Стоит отметить, что за этот довольно многочисленный электорат (около четверти всех избирателей — более 5 млн. чел.) в Украине и так намечается серьезная борьба между группами лоялистов бывшей «Партии Регионов» — Оппозиционным блоком, «Сильной Украины» и партией «Возрождение», которую относят к проектам олигарха Коломойского. Однако украинское электоральное поле сейчас поражает своей неустойчивостью для оппозиционного электората. Для тех, кто латентно поддерживает российское правительство не существует лидерского проекта, который бы их объединил. Зато у вынужденных политических эмигрантов – бежавших регионалов – есть кадровый потенциал, который может использовать Кремль для построения подобных проектов.

В частности, кроме упомянутого Игоря Маркова, есть еще молодой и перспективный Николай Левченко, бывший глава Нацбанка, и вице-премьер Сергей Арбузов, и многие другие, которых очевидно впоследствии или инкорпорируют в КСУ, или под них придумают отдельный проект для триумфального возвращения.

Сейчас КСУ представляется как последняя попытка ветеранов украинской политики заявить о себе (Азаров, Олейник), но ставка будет, безусловно, сделана на других — молодых и энергичных украинофобов. При этом от КСУ показательно отстранили Виктора Януковича, ведь именно ему инкриминируют то, что события на Майдане в январе-феврале 2014 г. вышли из под контроля. Как сказал Азаров 3 августа 2015 г. в конференц-зале гостиницы «Украина» в Москве, «Виктор Федорович — он такой разный».

После ареста итальянской полицией одного из представителей КСУ Игорь Маркова в Сан-Ремо (Италия) 12 августа 2015 г., началась реализация плана имплементации проекта, ведь до этого было непонятно, как именно Кремль планирует действовать.

Марков, лидер пророссийской партии «Родина», был задержан по обвинению по делу об избиении участников митинга «Свободы» в Одессе в 2007 г. Под этим предлогом Маркова, в статусе народного депутата Украины, уже резонансно арестовывали в 2013 г. (отсюда и показательная неприязнь Маркова к Януковичу), что вызвало тогда уличные беспорядки в Одессе с участием его сторонников. Вследствие судебных разбирательств под давлением общественности он был освобожден из-под стражи 25 февраля 2014 г. Однако в декабре 2014 г. МВД Украины снова объявило Игоря Маркова в розыск как «лицо, укрывающееся от суда». После ареста в Италии, украинская сторона (Генеральная прокуратура и Министерство юстиции) выступила с просьбой начала процедуры экстрадиции Маркова. Возвращение Маркова в качестве политического узника совести в Украину может явиться для общественности «возбудителем», прежде всего в Одессе, где сегодня «наводит порядки» Михаил Саакашвили. Это может стать предлогом для мобилизации пророссийских группировок, сепаратистского подполья в Одессе, направленного на расшатывание ситуации в регионе, в Украине и в соседней Молдове.

Роль Игоря Маркова походит на роль Павла Губарева в разжигании сепаратизма в Донецкой области в марте 2014 г. Тогда, после митингов и попыток захвата административных зданий, он так же показательно «сдался» украинским органам правопорядка. Что-то похожее на это, но уже обрамленное в канву кремлевского «Комитета спасения» и планируется сейчас. Москва продолжает искать новые пути и методы для дестабилизации политической ситуации в  Украине. Совместно с эскалацией на линии соприкосновения, политическими промахами Порошенко-Яценюка, подобные реанимационные проекты расшатывают украинское государство изнутри, радикализуют украинское общество. Все это свидетельствует о нежелании России «заморозить» конфликт, а также сигнализирует о желании Кремля вернуть себе власть над всей Украиной. Ведь Киев всегда был и будет «матерью городов русских».

Валерий Кравченко, Центр международной безопасности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.