Минские соглашения, которых не было1 min read
Ухудшение ситуации на Донбассе пробудило наблюдателей Украины от летнего сна и позволило им возобновить бесплодный спор о необходимости выполнения вторых Минских соглашений. Его противники аргументируют, что Минск II так и не привел к прекращению огня, а его положения были нарушены еще в первый день перемирия — во время боев в Дебальцево. Его сторонники, в свою очередь, указывают на то, что целью сделки никогда не было перемирие, а только стремление вовлечь Россию в процесс переговоров и тем самым расширить свободу действий для Украины. Первые из них, похоже, считали, что в Минске обсуждали нечто обязательное к исполнению, отсюда и их разочарование. Те вторые, если даже не осознают, что произошло за кулисами в белорусской столице, видят в соглашении определенное свидетельство усталости Запада от конфликта. Хотя обе стороны окопались на своих позициях, развивая свой «тыл», линия фронта проходит сегодня в другом направлении, совсем не там, где находятся их старые баррикады.
В феврале 2015 года в Минске так и не было заключено никакого соглашения между Россией и Украиной. Напуганная американскими декларациями о поставках оружия, Германия заставила Украину принять российские требования. Минск II был выражением беспрецедентной политической трусости Берлина. Вот почему Запад не нажимает на Москву, чтобы она воплощала в жизнь положения соглашения — Россия в Минске не принимала на себя обязательств. Однако Запад оказывает давление на Киев, поскольку Минские соглашения были разработаны в качестве обязательств для украинской стороны. Именно поэтому Германия настаивает на том, чтобы Украина возобновила свои торговые отношения с Россией, а Европейская комиссия пошла навстречу российским требованиям по соглашению о свободной торговле между ЕС и Украиной. В обмен на обещания США воздержаться от поставок оружия в Украине Ангела Меркель взяла на себя бремя переговоров с Путиным.
Меркель не имела никакого плана, отправляясь в начале февраля 2015 с визитом в Киев, а затем в Москву. Ее поездка была спонтанной реакцией на предыдущие американские декларации о предоставлении вооружений Украине. В Киеве так и не состоялась четырехсторонняя встреча «США — Германия — Франция — Украина», хотя представители каждой из этих стран находились в то же время в столице Украины. Ангела Меркель потребовала только встречи с Джоном Керри, чтобы попросить его о дополнительном времени для возможности дипломатического решения ситуации в Донбассе. В тот же день, во время визита в Москву, Путин представил Меркель не столько план урегулирования конфликта, а скорее условия, при которых Россия была бы готова сесть за стол переговоров с Украиной. О результате игры, которая состоялась за этим столом Меркель лично сообщила за несколько дней до встречи в Минске Бараку Обаме. Консультации с Киевом вообще не были предусмотрены, и Украине не оставляли никакого выбора. Встреча была согласована с трехдневным опережением во время телефонного разговора.
В Минске никто не думал о том, чтобы дать Украине время собрать силы. Наоборот, Европа нуждалась в иллюзии дипломатического успеха, даже за счет Киева. Ситуация в Украине никогда не была черной или белой. Это, скорее, слепок различных оттенков серого. То, что сегодня кажется успехом, завтра теряет блеск, как коса Юлии Тимошенко. В Минске не было ни одной сделки — Минск II был явной импровизацией.
*** *** ***
В начале февраля 2015 The New York Times сообщила, что в связи с наступлением пророссийских сепаратистов на Донбассе, администрация Барака Обамы может изменить свое мнение по вопросу продажи оружия для Украины. Госсекретарь США Джон Керри посетил с визитом Киев 5 февраля, в том числе, по этому поводу. Позже, в тот же день, президент Франции Франсуа Олланд заявил, что вместе с канцлером Германии Ангелой Меркель они решили взяться за новую инициативу по Украине, и вдвоем прилетят в Киев во второй половине дня. Меркель и Олланд встретились с Керри, но не организовали совместную встречу с президентом Украины. Вечером Керри сообщил, что Меркель и Олланд получили от Владимира Путина предложение решения конфликта в Украине.
Два дня спустя, 7 февраля, в Мюнхене Линдси Грэм, член комиссии Вооруженных сил США, подтвердил, что администрация Обамы работает над поставками оружия для правительства в Киеве, и публично раскритиковал позицию Меркель, по мнению которой оружие для Украины только усугубит отношения Запада с Москвой. На следующий день, 8 февраля, состоялся телефонный разговор между Меркель, Олланд, Путиным и Порошенко, во время которого было принято решение о встрече в Минске. 9 февраля Меркель встретилась в Вашингтоне с президентом Обамой, который заявил тогда, что еще не принял решение о передаче оружия Украине, но если конфликт не будет решен дипломатическим путем, рассмотрит другие способы. 10 февраля состоялась встреча контактной группы ОБСЕ-Россия-Украина с представителями так называемых «народных республик», и на следующий день в Минске встретилась нормандская четверка. Через несколько часов объявили о подписании соглашения о прекращении боевых действий в Донбассе — так называемый Минск II.
*** *** ***
В прошлом месяце посол Германии в НАТО обвинил своих союзников в рамках Североатлантического договора в одностороннем подходе к ситуации в Украине, критикуя проведение учений НАТО в странах Центральной Европы …
Даниэль Шелиговски, фонд Научно-исследовательский центр Польша-Украина