Кому [не] нужны выборы на Донбассе1 min read

Начало осени обещает жаркую пору в Украине – вот-вот начнется полномасштабная избирательная кампания в местные органы власти. Запутанные правила подсчета голосов и низкие рейтинги правящих партий обещают буквально в каждом регионе интригу относительно того, какие же политические силы победят. Особо непредсказуемой остается перспектива проведения выборов на подконтрольной Украине территории Донбасса – за последний месяц их несколько раз уже отменяли, переносили и снова обещали провести. Зато все по плану идет на территории Донецкой и Луганской областей подконтрольной сепаратистам, где волеизъявление хотят провести в те же даты, что и в Украине, но по своему собственному закону о местных выборах, игнорирующему Минские соглашения.

Вопрос выборов на Донбассе остается спекулятивным для украинских политиков, которые видят в них как опасность, так и возможность для достижения своих электоральных целей. На протяжении летних месяцев 2015 г. со стороны приближенных пропрезидентских сил стали звучать заявления о необходимости отмены выборов на подконтрольной Украине территории Донбасса. 15 июля 2015 г. глава фракции «Блока Петра Порошенко» в Верховной Раде Ю. Луценко заявил о том, что из-за невозможности обеспечить безопасность во время волеизъявления нельзя проводить выборы ни в Мариуполе, ни в Лисичанске, ни в Красноармейске. С такими же заявлениями выступили руководители областных гражданско-военных администраций Донецкой и Луганской областей П. Жебривский и Г. Тука. Причем губернатор Донецкой области пошел дальше деклараций и даже издал распоряжение о проведении выборов в шести районах 29 ноября 2015 г., т.е. через месяц после выборов во всей Украине. Впоследствии он был вынужден отозвать свое распоряжение, так как эта процедура входит исключительно в полномочия Центральной избирательной комиссии.

Главным аргументом противники проведения выборов на Донбассе называют близость к зоне военных действий. Тем не менее, в мае 2014 г. там удалось провести президентские, а в октябре 2014 г. парламентские выборы. Явка на обоих волеизъявлениях была относительно невысокой, а сам ход голосования сопровождался значительным количеством нарушений. Но в то же время, как демократическая процедура выборы состоялись и продемонстрировали, что население Донецкой и Луганской областей готово активно участвовать в украинском политическом процессе. Скорее, большую озабоченность у правящей украинской элиты вызывают потенциальные результаты выборов в этих регионах. Традиционно Донецкая и Луганская область были оплотом «Партии регионов» и представители этой политической силы на последних местных выборах в 2010 г. получили здесь преобладающее большинство. Весной 2014 г. за исключением нескольких городов и районов эта армия местных депутатов была готова присягнуть на верность «ДНР» и «ЛНР». И лишь своевременное вмешательство добровольческих батальонов и украинской армии позволило не допустить захвата пророссийскими сепаратистами территорий всей Донецкой и Луганской областей.

Текущие социологические замеры демонстрируют здесь высокую популярность «Оппозиционного блока», созданного на осколках «Партии Регионов». Также, за счет админресурса, могут выстрелить и альтернативные проекты — «Наш край» и «Возрождение». Но ни «Удар-Солидарность-Народный Фронт», ни «Батькивщина», ни «Радикальная партия» О. Ляшко здесь электоральных перспектив не имеют. Национально-демократические партии за все годы независимости не уделяли этому региону должного внимания, финансируя местные офисы по остаточному принципу. За последний год ситуация кардинально так и не изменилась. Ожидать в данной ситуации ротации кадров не стоит – выбирать депутатов местных советов и мэров придется из крайне ограниченного числа тех же участников. Поэтому и неожиданностей здесь не будет.

Для центральной власти Украины, безусловно, важным является полный контроль над территориями, которые находятся вблизи линии фронта. Именно с этой целью и создавались военно-гражданские администрации, которые взяли на себя полноту власти в тех районах, где происходят активные боевые действия. Однако в городах, которые находятся уже в 30-50 км от линии соприкосновения, течет нормальная жизнь. И в данной ситуации отказ местному населению в конституционном праве голоса может стать недальновидным решением. Люди, которые здесь проживают, как правило, имеют друзей и родственников на территориях подконтрольных сепаратистам. Большая часть из них уже давно осознала, что представляет из себя жизнь в «народных республиках» и пересмотрела свои взгляды. Оставить их без права голоса в данной ситуации означает посеять семена сомнения, которые могут превратиться в недоверие и значительно усложнить становление украинского Донбасса. Не стоит также забывать о грядущем переименовании коммунистических названий, которое затронет десятки сел и городов этого региона и неминуемо повлечет за собой всплеск протестных настроений. Весь этот негатив воплотится в отношении к центральной власти, а также к правоохранительным органам и армии. Выглядит как не самый лучший способ борьбы за лояльность местного населения.

В то же время, шансы провести выборы на подконтрольной сепаратистам территории Донбасса в этом году согласно Минским договоренностям, похоже, потеряны окончательно. Напомним, что согласно пункту 4 комплекса мер, подписанному 12 февраля 2015 г. они должны пройти в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». На конец августа 2015 г. процесс имплементации не сдвинулся с договоренностей, касающихся отвода вооружений. Очевидно, что за оставшееся время организовать волеизъявление согласно Минским соглашениям и международным стандартам будет невозможно.

Впрочем, властям «ДНР» и «ЛНР» заниматься подготовкой к местным выборам это не мешает. Лидеры обоих «республик» заявили, что организуют волеизъявление в том же временном промежутке, что и на территории Украины. При этом, в информационном поле декларируется приверженность выполнению Минских соглашений. Так, 7 августа 2015 г. Народный совет «ДНР» принял поправки к закону о местных выборах от 24 декабря 2014 г., в которых указывается, что «при проведении выборов также учитываются избирательные стандарты Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Каким образом, пророссийские сепаратисты хотят привлечь ОБСЕ к процедуре наблюдения над выборами в поправках не уточняется. Правда, упоминается Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ (БДИПЧ), которое является отдельным органом этом организации и не связано со Специальной мониторинговой миссией, действующей сейчас на Донбассе. Без согласия Украины наблюдатели БДИПЧ просто не получат мандат для работы на контролируемых пророссийскими сепаратистами территориях.

В цитируемых поправках можно встретить и другие избирательные новации. В частности, «право быть избранными имеют лишь граждане, проживающие на территории Донецкой народной республики последние 10 лет, включая год, предшествующий проведению выборов». Интерпретировать данную норму можно достаточно широко, начав с того, каким именно образом определяется «территория ДНР». Еще один пункт явно направлен против представителей неугодных СМИ – «cредства массовой информации, которые нарушают принципы проведения выборов, установленные настоящим Законом, или причастны к разжиганию гражданской розни, распространению призывов к насилию или заведомо недостоверной информации о ситуации в Донецкой Народной Республике, к участию в мероприятиях избирательного процесса не допускаются». Как показывает недавний пример журналиста «Новой газеты» Каныгина, это может касаться абсолютно всех СМИ, в том числе российских. Законодательство «ДНР», которое копируется с российского, пестрит подобными нововведениями и различными неувязками. Как пример, можно привести также Уголовный кодекс «республики», предусматривающий смертную казнь, хотя в Конституции «ДНР» всем гражданам формально гарантируется право на жизнь.

Очевидно, что «ДНР» и «ЛНР» эти выборы нужны исключительно как способ легитимизации своей власти и ни о какой политической конкуренции не может быть идти и речи. Избирательный процесс будет подаваться под соусом приверженности Минским соглашениям и нежелания Киева идти на встречу «законным» требованиям пророссийских сепаратистов. Данные выборы могут стать промежуточными в преддверии выборов по украинскому законодательству уже в следующем 2016 г., но только в случае наличия на такой шаг политической воли у Российской Федерации. О том, чтобы провести одновременные выборы на всей территории Донецкой и Луганской областей, на данный момент, переговоры даже не ведутся.

Таким образом, предстоящие местные выборы на Донбассе грозят проблемами, как в случае их проведения, так и их срыва. Ситуация в регионе продолжает зависеть от активности противостояния на линии соприкосновения, и в любой момент может взорваться. Однако именно в этот период, как никогда, политики должны быть восприимчивы к требованиям избирателей, а политическая целесообразность не должна хоронить политическую конкуренцию. Проведение выборов на подконтрольной Украине территории Донбасса позволит самому населению сравнить и сделать выводы относительно модели власти, существующей в «народных республиках». Как говорил Цицерон: «Пусть решает не сила оружия, а гражданская власть».

Андрей Каракуц, Центр международной безопасности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.