Политические группировки в «ДНР»: реинтеграторы vs. «республиканцы»1 min read
Эта запись также доступна на: Английский Украинский
Внутриполитическая жизнь в «ДНР» полна парадоксов: назначаются и отменяются местные выборы, звучат заявления об окончательном отделении, а затем о возвращении в Украину. В этих хитросплетениях политических и бизнес-группировок, новых местных «элит», их связях с различными силами в Кремле, легко запутаться.Данный материал является попыткой упрощенного анализа внутриполитических раскладов в непризнанной «республике», где функционируют несколько политических группировок.
Первую группировку можно условно отнести к радикальным идеалистам-«республиканцам». Их время ушло с отстранением Стрелкова-Гиркина и его людей от руководящих должностей «ДНР». Они были нужны для поднятия боевого духа и создания иллюзии массовости сепаратистских тенденций на Донбассе — от Славянска до Иловайска. Однако из-за своей непредсказуемости радикалы имели высокий уровень политической неуправляемости, соответственно кремлевских кураторов ярые «реконструкторы русского мира» не устраивали. Даже сейчас, отстраненный от власти Стрелков активно критикует Москву за нерешительность по отношению к судьбе «республик».
Вторую группу, которую условно возглавляют основатель движения «ДНР» Андрей Пургин и «народный губернатор» Павел Губарев, можно отнести к числу умеренных идеалистов. После перехода конфликта в спокойную стадию, с проведением границы, закрепленной в Минских договоренностях, деятели этого течения были вынуждены уменьшить собственные амбиции под давлением Кремля и внутренних обстоятельств. До последнего времени они, безусловно, играли важную роль на идейном фронте, популистскими лозунгами подпитывая борьбу с Украиной, однако не имели реальной власти. События в начале сентября 2015, связанные с арестом Пургина и его соратника Александрова знаменовали снижение уровня влияния умеренных идеалистов. В условиях линии на имплементацию Минских договоренностей, Кремль сделал ставку на другие силы.
Относительно самостоятельную роль в «ДНР» играют полевые командиры, вроде ставших известными в медийном пространстве «Гиви» (Михаил Толстых) и «Моторолы» (Арсений Павлов), которые возглавляют автономные вооруженные подразделения «Сомали» и «Спарта» соответственно. Они ситуативно становятся на сторону различных группировок во внутриполитической борьбе, но в целом придерживаются линии политики действующей власти.
Последнюю политическую группировку окончательно закрепили за собой представители третьей группы — «республиканских прагматиков». Их олицетворяет Денис Пушилин — верный исполнитель воли кремлевских кураторов, который воплощает их видение развития «республики». В последнее время из лагеря умеренных идеалистов к прагматикам перебрался и лидер «ДНР» Александр Захарченко, у которого есть своя сложнейшая миссия сочетать не сочетаемое — полемику о независимости и самодостаточности «ДНР» с необходимостью реинтеграции в Украину из-за экономических факторов.
В состав группировки реинтеграторов, очевидно, входит один из крупных игроков идейного поля «ДНР» — бывший глава «Альфы» СБУ в Донецкой области, а ныне командир бригады «Восток» Александр Ходаковский. Он вовремя переориентировался от идеи «войны до победы» на реализацию «компромисса в составе Украины», что позволило ему сохранить свой пост и не быть «отстраненным» по примеру Стрелкова и Пургина. Стоит особо отметить, что «Восток» Ходаковского, который стоял у истоков вооруженных формирований «ДНР» еще в апреле 2014, фактически в последнее время не участвовал в активной фазе военных действий, занимаясь налаживанием различных бизнес-схем. Зато лично Ходаковского часто связывают с Ахметовым, из-за того, что батальон «Восток» фактически превратился в охранную фирму для предприятий украинского олигарха.
А охранять, на самом деле, есть что и от кого. Первый кто заинтересован в активах Ахметова — лидер «республики» Захарченко. В данной ситуации не лишним будет отметить, что так называемый «министр МГБ ДНР» Сергей Лукашевич — ставленник самого Захарченко, на которого «глава ДНР» может рассчитывать в любой проблемной ситуации. Захарченко неоднократно заявлял, что считает Енакиевский металлургический завод, принадлежащий холдингу «Метинвест» Ахметова, «государственной собственностью ДНР», и что он обяжет руководство завода повысить цену на металлолом, который принимает предприятие от населения и организаций. В интересы Захарченко также входит и энергетический сектор, управляемый кампанией «ДТЭК» Ахметова, а также крупнейшая сеть АЗС «Параллель», работа которой была сначала остановлена, а затем переориентирована на поставку бензина из России, которую обеспечивают люди Захарченко.
Кроме того, продовольственная безопасность «ДНР» также зависит от «национализированного» бизнеса Захарченко, который курирует две крупнейшие продовольственные сети супермаркетов — бывший «АТБ Маркет» под брендом «Первый республиканский» (принадлежит жене Захарченко) и «Амстор» (ранее принадлежал «Смарт -групп» народного депутата от «Оппозиционного блока» Вадима Новинского). В сферу интересов лидера «ДНР» входит и закрытая весной сеть супермаркетов «Брусничка», принадлежащая Ахметову.
Что касается правил ведения бизнеса в «ДНР», то если в начале своего существования «республики» были заняты исключительно проблемами военного планирования, то с нормализацией ситуации и укоренением «государственных» структур «ДНР», органы власти все пристальнее стали следить за налоговыми отчислениями в казну «молодого государства».
На уровне малого и среднего бизнеса это проявляется в навязчивых намеках предпринимателям, что те показывают слишком малые обороты. Что же касается крупных игроков рынка, вроде торговых сетей, то ситуация складывается еще интереснее. С одной стороны, продолжать свою деятельность в «республике», признанной в Украине террористической организацией, не позволяет законодательство Украины. С другой стороны, руководство «ДНР» настаивает на том, что все налоговые отчисления должны идти исключительно в «республиканский» бюджет.
В этой ситуации крупнейшие торговые сети Донецка и других городов «ДНР» и «ЛНР» просто изменили свои названия, перерегистрировали бизнес с новыми, уже номинальными собственниками, уволили по украинскому законодательству всех сотрудников и приняли их снова на те же должности. Это позволяет их реальным владельцам комфортно себя чувствовать перед обеими сторонами. Таким метаморфозам, в частности, в Донецке подверглась торговая сеть «Эпицентр», ныне носящая название «Галактика», а также «Экомаркет» — «Нова-Терра», «Фокстрот» — сейчас в некоторых местах стал «Фоксом», и «Ашан», теперь называемый «Сигма». Примечательно, что во всех этих торговых сетях изменение названий не повлияло ни на ассортимент, ни даже на рабочую форму сотрудников, там по-прежнему продают все те же товары, что и их аналоги на подконтрольной Украине территории.
Несмотря на все невзгоды, власти «ДНР» пытаются демонстрировать контроль над ситуацией. Однако проблемы с отопительным сезоном (очевидно рукотворные), нерешенность вопроса с местными выборами, постоянная угроза военной эскалации, зависимость от решений кремлевских кураторов, ставят перед местным руководством все более сложные задачи. Не исключено, что Москва уже подготовила для «республик» запасной план с изменением политических элит на более привычных умеренных политиков из бывшей «Партии регионов», которые могут прийти под старыми-новыми знаменами. Насколько реален такой сценарий покажет самое ближайшее время.
Валерий Кравченко, Центр международной безопасности