Донецк: жизнь в Зазеркалье1 min read
Опираясь на российские деньги власти «ДНР» продолжают строить свой вариант «КНДР», пребывая в уверенности, что Украина в эту часть Донбасса не вернется.
По данным Службы безопасности Украины, в марте 2016 г. пассажиропоток на автобусах и автомобилях через линию разграничения конфликта на Донбассе вырос на 30%. Все больше людей ездят в «ДНР» из Украины, а также в обратном направлении, несмотря на все риски, связанные с пересечением условной «границы». Эту линию постоянно обстреливают, из-за чего время от времени закрываются пограничные пункты пересечения, в частности «Марьинка» и «Зайцево». Однако ни придирчивость украинских «пограничников» (которая часто граничит с вымогательством взятки), ни угроза для жизни не останавливают людей.
В Донецке действительно стало значительно многолюднее, чем это было еще полгода назад. Об этом можно судить по количеству освещенных окон в многоэтажках вечером, а также по заполненному общественному транспорту днем. Этот транспорт — автобусы, троллейбусы и трамваи, как и раньше ходит по графику. Увеличилось и количество автомобилей на дорогах, вплоть до того, что в районе «Золотого кольца» вновь, как и прежде, в «часы пик» возникают настоящие пробки. Частично подобное увеличение количества автомобилистов объясняется дешевизной бензина. Так в марте 2016 года бензин А-95 стоит около 43 рублей (15 грн.) за литр. Именно в рублях рассчитываются все цены, гривны почти не ходят в обращении.
«ДНР» перенасыщена гуманитарной помощью настолько, что в дошкольных учреждениях и школах (для младших классов) «молодая республика» с февраля текущего года предусмотрела четырехразовое бесплатное питание. Руководство «ДНР» постоянно заявляет, что приоритетом развития «государства» является молодежная политика, образование и наука. Отдельно подчеркивается, что в Украине эти отрасли всегда финансировались по остаточному принципу, а «ДНР» направляет средства в первую очередь на развитие своего будущего — инвестирует в детей. Несмотря на то, что обычно эти заявления являются блефом, люди на этих территориях с радостью воспринимают подобную социально-ориентированную пропаганду.
Пропаганды в «ДНР» много и она повсюду. На телевидении, билбордах, на почте и на рынках. Почти везде присутствует фигура «отца нации» Александра Захарченко, который «готов заботиться о каждом, стоит только озвучить свою проблему по телефону горячей линии». Не менее горячо и акцентированно подается информация с «фронта».
Бытуют выражения «отряды карателей», «киевская хунта», «оккупанты», «нацисты» — все они якобы днем и ночью обстреливают и зажимают в тисках «молодую республику». При отсутствии украинского телерадиовещания на линии разграничения и даже на части украинской территории, пропаганда «ДНР» работает также на ВСУ и жителей подконтрольных правительству районов Донецкой области.
Военным рассказывают о том, что «Киев отдает преступные приказы, отправляет испорченное оборудование, стоимость которого потом «вешается» на офицеров» (последний пример — испорченные радиостанции, каждая стоимостью в 4-5 тыс. долларов). Чтобы не выполнять подобные преступные указания руководства солдаты ВСУ якобы массово прибегают к пьянству. Потенциальным сторонникам сепаратистов, проживающим в зоне АТО на украинской территории, постоянно внушается, что Киев «предал» Донбасс и его народ, и совсем не заботится о людях, в то время как в «ДНР» победили олигархию и почти построили «народную республику».
На этом, впрочем, позитив заканчивается. Одним из главных минусов жизни в «ДНР» является недостаток рабочих мест. Занятость остается на очень низком уровне, многие люди выживают только за счет гуманитарной помощи, пытаясь сократить свои расходы до минимума. Продовольственные рынки значительно опустели, и в одном месте сложно найти все необходимые товары по доступной цене, поэтому многие жители едут через весь город для пополнения припасов. Цены на продукты питания остаются достаточно высокими, особенно учитывая размер зарплаты (например, палка сырокопченой колбасы стоит около 400 рублей). Сеть бывших супермаркетов «АТБ» под названием «Республиканский», которую связывают с А. Захарченко, продолжает стремительно терять популярность. На ее полках представлены только товары местного производства, а также импортные — из России. Зато большим спросом, несмотря на завышенную цену, пользуются украинские товары, широко представленные в супермаркетах «Амстор» и «Обжора». Однако тот факт, что украинское является синонимом качества, никоим образом не сказывается на симпатиях к Киеву.
На прежнем уровне остались коммунальные тарифы, которые приблизительно в три раза ниже киевских. Средняя зарплата по Донецку в бюджетной сфере (финансируемой за счет дотаций из РФ) составляет около 6-8 тыс. рублей (2300 — 3000 грн.). Чтобы хоть как-то стимулировать безработных, «мэрия» Донецка открыла так называемые временные вакансии — частичная занятость, сезонная работа – например, озеленение территорий. За такую работу предлагается зарплата в 1500 р. в месяц. Местные телеканалы ярко изображают полезность проведения времени на свежем воздухе, перспективу занятия совместным трудом ради того, чтобы родной город выглядел красивее. И не важно, что на месячную зарплату за этот труд добросовестный работник может позволить себе чуть меньше четырех палок сырокопченой колбасы.
Местные элиты, которые ни при каких условиях не стали бы элитой в Украине, очень гордятся своей региональной «идентичностью». Это касается не только политиков, здесь уже значительное время функционируют различные статусные учреждения — «Союз писателей ДНР», «Академия наук ДНР», «национальные университеты» (ведущие вузы «ДНР» заключили соглашения по нострификации дипломов со многими российскими ВУЗами), различные спортивные федерации. Последние участвуют совместно со спортсменами из Абхазии и Южной Осетии в международных соревнованиях в России (интересно, что молодые хоккеисты — академия ХК «Донбасс» Бориса Колесникова, продолжает свою работу в Дружковке и Донецке одновременно, что выставляется местной пропагандой как достижение «молодой республики»). Украина однозначно не вернется сюда — в это верит абсолютное большинство жителей «ДНР». Вопрос в том, что об этом думают в Киеве.
Валерий Кравченко